Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№11 (379) 13 марта 2002
Из Даракенда в Саратов
   О том, что сотни тысяч мигрантов из некогда бывших союзных республик за последнее десятилетие наводнили бескрайние российские просторы, говорить не приходится. У многих сейчас в соседях - выходцы из Казахстана, Грузии, Азербайджана и других государств СНГ. И этому уже не удивляешься.
   Но на днях я столкнулся с не менее поразительным явлением. Мигрантов, как уже говорилось, у нас предостаточно, но вот чтобы среди таковых был национальный ансамбль - это весьма любопытно. Да, да. Именно курдский ансамбль перекочевал к нам из далекого азербайджанского села Даракенд, что в Нахичеваньской автономной республике. Ахмед и Нариман Ахмедовы и Ахмед Гасанов увлеченно рассказывают мне о своем творчестве.
«Лори» - так называется музыкальный коллектив, образованный в 1981 году выпускником Чимкентского института культуры Асадом Ахмедовым. Дипломированный специалист быстро нашел подход к сердцам нынешних артистов, которые в то время учились в местной школе. Он говорил, что не стоит дурака валять в свободное от занятий время, а лучше заняться полезным делом - изучением народных песен, и не только курдских. Так ребята начали постигать азы культуры народов Турции, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркмении. Они научились исполнять их песни и танцы.
Это понравилось местным жителям, где в дружбе жили люди разных национальностей. И каждому приятно было услышать со сцены песни, что поют соседи.
Вскоре о «Лори» узнали в Нахичевани, а затем и в Азербайджане. Они были лауреатами многочисленных конкурсов, их выступления часто показывали по республиканскому телевидению.
Но время быстротечно. Поменял место жительства руководитель ансамбля Асад Ахмедов, создавший «Лори» и упрочивший его добрую славу. А ребята, закончив школу, так же, как и их учитель, устремились в Чимкентский институт культуры.
Но и будучи студентами, они хотели продолжать любимое занятие. И после лекций они стремились попасть на сцену местного ДК, чтобы порепетировать. Так «Лори» возродился на новом месте, и о его артистах узнали сначала в Чимкенте, а потом в Джамбуле, других городах Южного Казахстана.
На республиканском телевидении есть развлекательная передача под названием «Тамаша». Так вот, самодеятельные артисты из «Лори» покорили и ее зрителей. Они выступали со многими знаменитыми артистами, а после участия в одной из передач совместно с Розой Рымбаевой стали особенно популярны. Их видеоклипы, показанные по телевидению, зрители просили повторять почаще. Вот до чего завораживала их музыка и танцы ансамбля! В середине девяностых волею судьбы братья Ахмедовы и Ахмед Гасанов переехали в Саратов. И тут же окунулись в культурную жизнь города и области. В то же время в нашем городе поселился Игорь Шиленг, с которым ребята выступали в казахстанском варианте ансамбля «Лори». Теперь они опять вместе. И, что удивительно, дети Игоря - немца по национальности, свободно говорят по-курдски.
Сегодня музыкальный коллектив пополнился Захаром Худояном, приехавшим из Армении, а также молодыми исполнителями - Шовги Ахмедовым и Камраном Гасановым.
Ансамбль - завсегдатай многих праздничных мероприятий, проводимых в области. Его выступления можно увидеть на Рождество, мусульманских праздниках Навруз и Сабантуй и других.
Но «Лори» знают не только саратовцы. За почти семилетний «саратовский» период его артисты выступали в Москве, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Челябинске, Киеве, Харькове, Одессе и других городах России и ближнего зарубежья. Их можно было увидеть на сцене с такими знаменитостями, как Татьяна Овсиенко и Саша Айвазов. Частенько видеоклипы с участием «Лори» показывают по одному из каналов спутникового телевидения. До недавних пор о культуре курдов мы знали лишь понаслышке. Порой наши средства массовой информации сообщали только скупые сводки из горячих точек, где оснащенные современным вооружением войска старались сломить волю непокорного народа. Но вот теперь мы живем бок о бок, как добрые соседи, и не раз еще услышим задушевные песни, которые поет этот гордый народ.
— У курдов среди национальных музыкальных инструментов можно отметить такие как зурна, тамбур, ней, тулум, джунбуш, - говорит Ахмед Ахмедов. - У каждого из них свой голос, особое звучание. Мы играем также на гитарах, кларнете, используем клавишные инструменты, популярные во всем мире. И вот когда народные и современные инструменты звучат вместе, впечатление такое, что объединились голоса многих народов, что зовут они нас и объединяют. В своих произведениях отражаем жизнь нашего народа, борьбу за права и свободу, его горячее желание обрести родину. Хочется верить, что на саратовской земле мы найдем поддержку и понимание. В становлении «Лори» большую роль сыграл и руководитель Курдской национально-культурной автономии Саратовской области Т.М.Ахмедов. Когда они еще жили в Даракенде, он постоянно говорил им о том, что необходимо сберечь культуру своего народа, воспевать его историю, тогда тебя поймут и примут люди другой национальности. И теперь участники ансамбля очень благодарны своему наставнику. Григорий Шлепнев
ГАРМОНИЯ И ТАЙНА
Знаменитая саратовская художница Татьяна Хаханова в выставках участвует нечасто. Прошедшая крепкую выучку у педагогов-реалистов Саратовского художественного училища им.Боголюбова, она идет в искусстве сугубо собственным, резко контрастирующим со «школами» и студиями, путем. Татьяне Михайловне присвоено звание «Заслуженный художник России». Ее картины украшают музеи нашей страны, ценят их и за рубежом. Даже в сравнении с творчеством Сальвадора Дали, ранние пост-ученические работы Хахановой выявляли присущий только ей особый пластический язык: они притягивали к себе внимание среди пестроты групповых выставок. Мастерское владение цветом и формопередачей принудило критиков относить портреты хахановской кисти к гипер- или фотореализму, а сосредоточение на мельчайших деталях антуража, прописывание бликов и отсверков в зернышках разломанного граната (наверное, еще ранний излюбленный символ художницы) давали повод к соотнесению со стилем сюрреализм.
Но стилистические поиски для Татьяны Михайловны, видимо, лишь повод для проникновения в сущность, самый смысл изображаемого. Тончайшее скольжение мазков, нюансировки ранних полотен и вязкость, струящаяся и словно загустевающая пластика позднейших полу-абстракций вызывают сильнейшее эмоциональное переживание. Не боясь показаться банальным, подчеркну, что оно - сродни экстатическому. Хаханова крупно масштабирует свои чувственные живописные видения: будь то цветы, плоды граната, людские лица «Как встающие перед глазами зыбкие образы воспоминаний, они множатся, укрупняются, поворачиваются, иногда едва различаются в переплетениях цветовых форм», - пишет о Хахановой исскусствовед Е.Слухаева, Хаханова, стремясь постичь космогонию окружающих творческого человека символов, неизбежно оказывается перед эросом запредельного. Приобщиться к тайне можно лишь соответственно настроив себя.
Помимо работ Хахановой в Радищевском музее в тех же залах представлены работы скульптора Андрея Щербакова. Выпускник «Мухи» - питерского худпрома - Щербаков творчески удачно и даже респектабельно вписан в фигуративизм конца прошлого века. Его работы если и авангардны, то уж во всяком случае - не экстравагантны. Главное же их достоинство - пластичность.
«Моим стихам... настанет свой черед»
Первую в жизни (и очень скромную) книгу стихов выпустила на днях саратовская поэтесса Елизавета Мартынова. Хотя, контекстуально, ее «Письма другу» - второй опыт после коллективного сборника «Двадцатилетние двухтысячных», изданного клубом «Диалог».
Сейчас, по окончании филфака Саратовского госуниверситета, Лиза второй год учится в аспирантуре. В узких кругах она уже известна как критик-теоретик поэзии. Под ее прицел попал даже такой мэтр, как Николай Егорович Палькин. Что до «Писем другу», то в открывающем их предисловии автор поэмы «Русский бал», участник форума молодых писателей России 2001 года Маргарита Борцова верно подметила, что в стихах Мартыновой изначально не было рисовки, самовлюбленного упоения мелкими страстишками, столь свойственного большинству юных особ, Мне же импонирует сквозное звучание в стихах Лизы темы художественного творчества («Художнику», «Рисунок на снегу»): ведь она училась в Детской городской художественной школе Саратова у замечательного педагога Натальи Михайловны Никифоровой.
На презентации в клубе «Диалог» Лиза посетовала, что нынешние филфаковцы с прохладцей относятся к поэзии. Что ж - меркантилизм порождают сами социальные явления. Но всегда найдется у нас место лирике. Красивой, рифмованной и даже - благородной. Лиза только в начале пути. Уже не без поддержки руководителя действующего при Центральной городской библиотеке «Диалога» Николая Куракина готовится вторая книга. Приятно, что дар Лизы Мартыновой поддерживают опытные соратники по литературному братству.

КОТ ЛЕОПОЛЬД И ДРУГИЕ
Наверное, не без присущей ему иронии классик драматургии Бернард Шоу заметил: «Человек культурен ровно настолько, насколько он способен понять кошку».
Кошка привлекала человека во все времена, становясь то богиней, то героиней ужастика. В ней - извечная тайна, пришедшая откуда-то оттуда: из космоса, из параллельных миров... И в то же время кошка - ласковая мурлыка, душегрея. Душу согревают и всякие-разные игрушечки-бронзулетки, изображающие кошек. Они прежде всего - умиляют. Это уже потом, по праздномыслию, начинаешь проводить градацию на китч и прикладное творчество, искусство.
Идея устроить кошачью экспозицию сотрудникам массового отдела областного музея краеведения пришла после выставки медвежат в Доме Павла Кузнецова. И если плюшевые мишки - это (можно сказать) наше все, то кошки - весь космос и даже эрос. Не случайно мужское население частенько нашептывает: «Кисонька моя...», а дети души не чают в котятках.
Культуртрегер Андрей Боровский к музейным «кошкиным» фондам добавил коллекцию известной по своей работе в художественной редакции ГТРК «Саратов» Марии Селивановой. На выставке есть японские фарфоровые кошки-копилки, египетские кошки-божки, французский кот Феликс и, конечно же, - русский кот Леопольд. Члены международной фелинологической ассоциации «Топ Лайн» привозили в музей живых пушистых красавцев. По итогам зрительского конкурса будет определена музейная «Мисс киска - 2002». Также зрителям позволено принести в музей фотографии своих пушистых мяукающих друзей. Они составят новую фотовыставку «Мой любимец». А все вместе называется совершенно по-мартовски: «Кошки, очарование мое».
Борис ГЛУБОКОВ