Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№12(380) 20 марта 2002
Отложенный спрос
Слухи о том, что в России назревает новый экономический и политический кризис, становятся все настойчивее. И если темпы развития экономики, похоже, замедляются, то политические процессы, напротив, набирают обороты.
   Народная мудрость «тише едешь — дальше будешь», похоже, становится девизом экономической политики страны. Подтверждением тому стали в том числе высказывания Владимира Путина на прошлой неделе. Во время своего визита в редакцию газеты «Известия» президент обозначил курс на завуалированное сдерживание темпов налоговой реформы. Несмотря на то, что он в очередной раз дезавуировал слухи о скором повышении подоходного налога, было произнесено многозначительное «в ближайшее время повышать не будем». Возникает логичный вопрос: а когда будете? Было сказано и о необходимости снижения НДС, но как об «идеальном варианте». Путь к идеалу может быть долгим или очень долгим. Как известно, нет пределов совершенству.
Картинка полностью сложилась после фразы президента по поводу того, что социал-демократия для российской экономики — вещь пока непозволительная. Слишком дорого. То есть придется подождать, пока разбогатеем. А вот с этим у нас, кажется, есть некоторые проблемы. На прошлой же неделе Министерство по налогам и сборам обнародовало информацию о результатах своей работы за февраль. Оказалось, что впервые за последние три года мытари не выполнили план и собрали на 1,5% налогов меньше, чем рассчитывали. Геннадий Букаев принял удар на себя и громко заявил, что причина в плохом налоговом администрировании, то есть в неудовлетворительной работе его подчиненных. Однако аналитики тут же заподозрили, что причина глубже — в «скукоживании» налоговой базы, вызванном фактической остановкой продолжавшегося три года экономического роста. Опять же по хрестоматийной для нашей экономике причине: из-за падения цен на нефть и — вспоминая Андрея Илларионова — «роста реального эффективного курса рубля». Кстати, самым явным свидетельством тому стало прекращение роста цен на недвижимость в Москве. Опять же впервые за последние три года. Как назло, воспоминания о событиях 3—4-летней давности на этом не закончились. Все на той же прошлой неделе аналитики отметили рост доходности ГКО, который впервые после кризиса сделал эти бумаги реально интересными для инвесторов и реально убыточными для бюджета.
Понятно, что проводить апокалиптические параллели с 1998 годом пока рано. Однако очевидно, что триумфальное шествие российской налоговой реформы и бурный экономический рост назло всем оказались не такими уж бурными и триумфальными исключительно вследствие падения цен на нефть. Совсем не катастрофического (в отличие от 1998 года) и не такого уж и длительного. И нового краха, скорее всего, не будет. Потому что цены вновь начинают расти. То бишь зависимость никуда не делась.
Вопрос в том, что с этим всем делать. В Кремле, похоже, ответа пока нет. По крайней мере, ежегодное послание президента, от которого по традиции последних лет этих ответов ожидают, не спешит появляться на свет Божий. Если месяц назад говорили о появлении послания в конце марта, а неделю назад называли дату 3 апреля, то в четверг Любовь Слиска озвучила уже новую цифру — 18 апреля. Поиск ответов идет мучительно и пока, видимо, не очень эффективно.
А природа, как известно, не терпит пустоты. Намечающийся кризис власти немедленно породил ряд слухов о переориентации политических элит в сторону «московской группы» во главе с Михаилом Касьяновым. Речь идет о создании штаба подготовки выборов-2008. Понятно, что штабы за 6 лет до выборов не создаются. Понятно и то, что эти слухи могут иметь совершенно другой подтекст и преследовать менее очевидные, чем подготовка преемника, цели. Однако, как говорится, тенденция налицо. Ведь чем «тише едет» экономика, тем активнее и быстрее развиваются политические процессы. Так что, похоже, в ближайшее время сонное прозябание политических элит, на радость аналитикам и прессе, закончится. Скучно не будет. Однако вопрос в том, насколько и кому будет весело.