Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№23 (391) 5 июня 2002
И плевали на ООН
ЛОНДОН. В газете «Гардиан» опубликована следующая статья профессора Ноттингемского университета политолога Ричарда Олдрича, автора книги «Тайные действия: Великобритания, Америка и секретная разведка времен холодной войны», вышедшей в издательстве «Джон Мэррей» (с небольшими сокращениями):
Официальное расследование Голландией массовых убийств в Сребренице, доклад по итогам которого был опубликован недавно, содержит одно из наиболее сенсационных сообщений о деятельности западной разведки, какие когда-либо публиковались.
Должностные лица были шокированы его выводами, а правительство Нидерландов ушло в отставку. Один из многих томов этого исследования посвящен тайным операциям во время войны в Боснии в начале 90-х годов. На протяжении пяти лет профессор Сес Вибес имел неограниченный доступ к досье голландской разведки и посетил штаб-квартиры секретных служб в западных столицах, а также в Боснии, задавая вопросы. Выводы, к которым он пришел, изложены в докладе «Разведка и война в Боснии 1992-1995 годов». Этот документ содержит поразительный материал о тайных операциях, о перехвате сообщений, о сотрудниках агентурной разведки и об обманных операциях десятков ведомств во время одной из самых грязных войн в эпоху после наступления «нового беспорядка» в мире. Теперь у нас есть все данные о тайном альянсе между Пентагоном и радикальными исламистскими организациями Ближнего Востока с целью оказания помощи боснийским мусульманам, причем в числе этих исламистских организаций фигурировали и те, против которых Пентагон ведет сейчас «войну с терроризмом». Операции министерства обороны США в Боснии вызвали соответствующую «отдачу».
В 80-е годы секретные службы Вашингтона помогали Саддаму Хусейну в его войне с Ираном. Затем, в 1990 году, США вели войну против него в Персидском заливе. И в Афганистане, и в Персидском заливе Пентагон задолжал за услуги исламистским организациям и их ближневосточным спонсорам. К 1993 году эти организации, многие из которых финансировались Ираном и Саудовской Аравией, очень хотели помочь боснийским мусульманам, сражавшимся в бывшей Югославии, и потребовали от американцев вернуть «долги».
Билл Клинтон и Пентагон очень хотели, чтобы их считали кредитоспособными и возвратили эти долги в форме, живо напомнившей об операции «Иран-контрас», нарушив эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки оружия всем участникам конфликта в бывшей Югославии.
В результате появился колоссальный тайный канал контрабанды оружия через Хорватию. Эти поставки были организованы секретными службами США, Турции и Ирана вместе с несколькими радикальными исламистскими организациями, включая афганских моджахедов и проиранскую организацию «Хезболлах». Вибес сообщает, что в начале войны в Боснии английские разведслужбы завладели документами, доказывающими, что Иран осуществлял прямые поставки.
Оружие, закупленное Ираном и Турцией при финансовой поддержке Саудовской Аравии, по ночам поставлялось с Ближнего Востока. Сначала использовались самолеты авиакомпании «Иран эйр», однако, когда объем поставок расширился, к ним присоединились загадочные черные самолеты С-130 «Геркулес». В докладе подчеркивается, что США «очень активно участвовали» в переброске оружия на самолетах. На них также отправлялись боевики-моджахеды, однако их держали в резерве как ударную силу на случай возникновения необходимости в проведении рискованных операций.
Стрелковое оружие - известная «валюта» спецслужб для оказания влияния на ход подобных конфликтов. Количество оружия, доставлявшегося на самолетах в Хорватию, было столь внушительным отчасти из-за введения Хорватией высокого «налога на транзит». Хорватские вооруженные силы брали себе от 20 до 50 проц. этого оружия. В докладе подчеркивается, что все поставки были, безусловно, незаконными. Сами хорваты также получали незаконным путем огромное количество оружия из Германии, Бельгии и Аргентины, вновь в нарушение эмбарго ООН. Немецкие спецслужбы имели полную информацию об этих поставках. Тайной силой, стоявшей за этими операциями, было не ЦРУ, а секретная служба Пентагона. Силы ООН по охране (СООНО) получали разведывательные данные от стран, представители которых входили в них, и прежде всего зависели от американских современных средств контроля для инспектирования соблюдения эмбарго на поставки оружия. Это давало Пентагону возможность манипулировать эмбарго по собственному желанию: он все сделал так, чтобы американские самолеты с системой АВАКС следили за важнейшими районами и могли закрывать глаза на частые ночные полеты в Тузлу и обратно из нее.
Оружие, доставленное на самолетах весной 1995 года, уже через две недели оказывалось в осажденном и демилитаризованном анклаве Сребреница. Когда эти поставки были замечены, американцы оказали нажим на Силы ООН по охране, потребовав, чтобы те переписали доклады, где говорилось об этом, и, когда норвежские должностные лица выразили протест против этих полетов, их, как утверждают, угрозами заставили замолчать. Тем временем секретные службы Украины, Греции и Израиля активно вооружали боснийских сербов. Особенно активно действовала «Моссад», заключившая с боснийскими сербами соглашение в Пали, предусматривавшее поставку значительного количества артиллерийских снарядов и мин. Взамен они организовали безопасный выход еврейского населения из осажденного города Сараево. Более широкие уроки доклада о ситуации вокруг Сребреницы ясны. Те, кто имел возможность применять разведывательный потенциал, включая американцев и их противников - боснийских сербов, имели полную возможность делать это. Напротив, ООН и правительство Нидерландов были «лишены средств и возможностей получения разведывательных сведений» о развертывании сил в Сребренице, что позволяет лучше понять, почему они совершили грубые ошибки, способствовавшие страшным событиям в этом анклаве.
Приемы из арсенала тайных разведывательных операций могут обеспечивать победу в войне и спасать жизни. Однако они были применены недопустимым образом. Вопрос о том, как добиться эффективного получения ООН разведывательных данных во время многонациональных миротворческих операций, не имеет простого ответа. Однако секретные службы некоторых государств, включая Израиль и Иран, и сейчас остаются источниками тайных поставок, подливая масла в огонь и без того ожесточенных конфликтов.