Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№37 (405) 11 сентября 2002
Мемориальный музей бьет тревогу
Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова называют одним из значительных художников России конца XIX - начала прошлого века. Ему суждено было прославить не только Саратов, но и стать гордостью всего русского искусства.
Именно в Саратове началось формирование личности художника, здесь он получил первые художественные впечатления и первые профессиональные уроки, выбрал путь в искусство. Уроженец провинциального российского города, Борисов-Мусатов шел в своих поисках параллельно с европейскими импрессионистами, обретал не только свою неповторимую живописную манеру, но и свой образный мир. Его картины проникнуты глубоким элегическим чувством, мечтой о прекрасном гармоничном мире.
Исполком Саратовского горсовета в августе 1984 года принял решение о создании филиала Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева - музея, посвященного жизни и творчеству В.Э. Борисова-Мусатова. До 1991 года велись работы по созданию проектно-сметной документации (на 2-х-этажное здание и флигель). В 1991 году началась реставрация мемориального флигеля, представляющего особую ценность в общем усадебном комплексе. Однако, ввиду отсутствия в нашем городе развитой реставрационной инфраструктуры, работы велись крайне медленно. В конце 1995 года они полностью прекратились из-за отсутствия финансирования со стороны федерального бюджета. В 1998 году музей, благодаря комитету по историко-культурному наследию, был занесен как объект первоочередной важности в так называемый «губернаторский список».
В 2000 году музей был официально открыт к 130-летию со дня рождения художника Борисова-Мусатова. Экспозиционная и методическая работы начались в нем с весны прошлого года. За это время прошли: акция «Без подписи», первый областной детский конкурс «Мир Мусатова», одна из частей мегапроекта - «Хорошо на Волге жить! - «Зеленый остров» на Вольской, 33", ряд живописных и графических выставок.
Сейчас заведующая музеем Элеонора Белонович вместе с неравнодушной культурной общественностью бьет тревогу - в самом плачевном состоянии находится пока что не переданный музею мусатовский двухэтажный дом на улице Вольской, 33. У него практически отваливается деревянная часть - веранда и надстройка. Жильцы вынуждены проходить к своим коммунальным квартирам в экстремальных условиях. Странный факт: совсем недавно музейщики выяснили, что одна из комнат этого коммунального дома, где прописано двадцать два человека, оказалась приватизированной.
Все обращения в администрацию Октябрьского района (в чьей собственности числится этот бесценный для России, для мирового искусства, но ветшающий, рассыпающийся на глазах дом), сделанные еще первой заведующей - Еленой Савельевой, остаются без реального ответа, попросту забалтываясь. До сих пор не известно переведен ли дом по Вольской, 33 в состояние аварийного.
Включение этого дома в усадебный мусатовский комплекс - необходимость. Именно в нем с шестилетнего возраста (с 1876 года) жил будущий великий русский художник. В собраниях Русского музея и Третьяковки находятся его рисунки интерьера, картина «Окно», давшая импульс пленэрному новаторству. Борисов-Мусатов очень любил этот - родительский - дом и часто его посещал. Что интересно, исторический интерьер на первом этаже дошел до нас практически не перестроенным. Если бы усадьба включала в себя этот дом, был бы восстановлен и мусатовский сад с фонтаном, со знаменитыми сиренями. Конечно, большую его часть поглотила мебельная фабрика. Но с такой реальностью неизбежно приходится мириться. Тогда как абсолютно недопустимо мириться с той ситуацией, когда к расположенному во дворе музейному флигелю ряд жильцов проявляет далеко не дружеские чувства. То посетителей встречают в клочья изорванные афиши на воротах, то собачка бойцовой породы почему-то проявляет повышенную агрессивность... Недавно музей посетила большая иностранная делегация, узнавшая о существовании памятного места, связанного с Борисовым-Мусатовым. Но неужели дети, приходящие на экскурсии, должны сначала быть облаянными (и не только дворовыми кабысдохами, но и нетрезвыми сквернословами)? Возвращение здания по Вольской, 33 нужно не только ученым-музейщикам, но и горожанам для процветания нашей культуры. Для этого надо потрудиться прежде всего районной и городской администрациям.