Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№3 (371) 17 января 2002
Бранко АРСЕНИЕВИЧ
УГЛУБЛЕНИЕ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Начавшийся более трёх лет тому назад на Дальнем Востоке экономический кризис, наподобие хорошо вооруженной армии разрушая напрасные сопротивления противника, подошёл вплотную к метрополиям современного технологического империализма. Не далее как два года тому назад экономическая эпидемия общества, поразив наиболее слабые звенья мировой экономики, вызвала панику инвесторов - массовое перемещение капиталов из отстающих регионов в наиболее развитые, богатые, следовательно, и наиболее застрахованные от разрушительной силы надвигающейся депрессии, что в свою очередь способствовало углублению кризиса.
Пир во время чумы
В США, например, благодаря небывалому притоку капиталов из обширных регионов, охваченных экономическим кризисом, начался небывалый при подобного рода обстоятельствах экономический подъём, рост производства, снижение безработицы, связанное с открытием новых рабочих мест. Заговорили об американском экономическом чуде - доведённой до совершенства системе капиталистического производства. Эта система, по словам её пропагандистов, неуязвима, безукоризненна. У американцев надо учиться маркетингу, менеджменту, самоусовершенствованию, брать на во-оружение всё то, что сделало США самой богатой державой мира. И никто из поклонников экономического чуда США так и не заметил, что подъём экономики в метрополии мирового капитализма прямо пропорционален экономическому спаду на окраинах и что дальнейшее усиление этой диспропорции в обязательном порядке приведёт к глобальной экономической депрессии. Диагноз экономического заболевания понятен и прост. Суть современного мирового глобализма состоит в разделении мира на кучку богатых производителей материальных ценностей и абсолютное полунищее большинство неплатёжеспособных потребителей.
Кризис рождается тогда, когда богатые начинают производить больше товаров, чем бедные могут его приобрести. Временным выходом из этого положения является предоставление коммерческих кредитов с одной стороны, и с другой - сокращение производства. Временным - потому, что нищие от кредитов богаче не станут. В свою очередь сокращение производства ведёт к снижению покупательной способности населения, производящего материальные ценности. Словом, предоставление коммерческих кредитов и рецессия производства ведут к обнищанию и тех, и других.
К примеру, кризис в автомобильной промышленности начался отнюдь не потому, что автостроители стали производить больше автомобилей, чем на земле развелось желающих обзавестись хорошим персональным авто, упаси бог. Более чем для трёх пятых землян приобретение личного автомобиля остаётся только заветной, но неосуществимой мечтой. Они готовы трудиться в поте лица своего, лишь бы заработать деньги на приобретение автомобиля. Готовы, да негде. Мировая глобальная система устроена так, что их лишает права зарабатывать. Такое право предоставлено только рабочим кучки высокоразвитых стран. Собственно, в этом лишении права на труд абсолютного большинства населения земного шара таится одна из важнейших причин глобального экономического кризиса.
Кризис действительно глобальный, потому что охватывает все сферы жизнедеятельности общества, от промышленного производства до культуры, религии и политики. Однако для наглядности давайте рассмотрим экономическую депрессию на трёх наиболее доступных отраслях производства - сталелитейной, автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности. Итак.
Стали стало много
Население земного шара всё растёт и растёт. Сотни развивающихся стран нуждаются в строительстве железных дорог, водного и воздушного транспорта, но, увы, им не хватает средств для приобретения стали.
И тем не менее мировые производители решили к 2010 году снизить производство стали на 97,5 млн тонн.
Об этом было заявлено в Париже на ежегодном форуме комитета по стали Организации экономического сотрудничества. Таким образом, сокращение мощностей составит почти 12 процентов от мирового производства. Сегодня мировые сталелитейные мощности составляют более 1 млрд тонн, реальное ежегодное производство - около 840 млн тонн, а спрос - 750 - 800 млн тонн стали в год.
Проблема перепроизводства стали сейчас обострилась общемировым конъюнктурным спадом. Это привело к тому, что цены на сталь упали до самого низкого за последние двадцать лет уровня, вплотную подобравшись к себестоимости производства. Испугавшись дальнейшего снижения цен, мировые сталелитейщики заявили о готовности сократить производство. Япония снизит производство стали на 28 млн тонн в течение трех-четырех лет, США - на 13 - 17 млн тонн уже к следующему году, Евросоюз - на 13 млн тонн стали и на 16 млн тонн готового проката к концу будущего года. Однако другие крупные производители и экспортеры металла - Украина, Аргентина, Австралия, Бразилия и Польша - отказались сокращать производство.
Россия заявила лишь о некой готовности пойти на снижение в размере 10 млн тонн в течение десяти лет. Однако, по мнению аналитиков, реальное сокращение будет намного меньше.
Рецессия в автомобильной промышленности
Автомобильная промышленность оказалась наиболее чувствительной к наступлению экономического кризиса. Только за последние три года в результате обостряющейся конкуренции исчезли с лица земли многие производители как легковых, так и грузовых автомобилей. Мировое автопроизводство оказалось сконцентрировано в руках нескольких наиболее крупных гигантов, таких как General Motors, Volkswagen, Ford, Renault.
Американская компания General Motors отказалась от планов создания единой дилерской сети в Европе для своих брэндов Cadillac и Saab. Она также решила отложить на несколько месяцев запуск в продажу на европейском рынке новых моделей Cadillac. Это шаг, который фактически дезавуировал планы, о которых было объявлено всего два месяца назад, стал следствием пересмотра стратегии продаж, маркетинга и дистрибуции в Европе из-за начавшейся экономической депрессии. При этом General Motors продолжит инвестиции в брэнды Cadillac и Saab, конкурирующие в Европе с Audi (принадлежит крупнейшей автокомпании Старого Света - Volkswagen). Американцы также начали структурные реформы в Adam Opel, главном конкуренте Volkswagen в малом и среднем сегментах легковых машин.
Тем временем Volkswagen принял решение модернизировать свой основной завод в Вольфсбурге и дочерние компании: Seat в Испании, Skoda в Чехии, Rolls-Royce и Bentley в Великобритании. Причина перемен - недовольство акционеров раздутой администрацией компании, отсутствием финансовой прозрачности и все большим стиранием различий между разными брэндами. Новый подход должен дать возможность Volkswagen бросить вызов своим главным конкурентам - Ford, General Motors и Renault-Nissan, которые сейчас тоже агрессивно сокращают расходы.
Заниматься реструктуризацией решил и Fiat. Итальянская компания только что объявила о программе структурной перестройки, которая должна позволить ей сократить излишние мощности в автомобильной сфере и избавиться от непрофильных производств. Программа также понизит уровень общей задолженности примерно с 7,5 до 6 млрд евро к концу этого года и до 3 млрд евро к концу 2002 года. Задолженность появилась из-за постоянно растущих убытков Fiat Auto, чрезмерных инвестиций в новые модели и сокращения продаж.
В целом же продажи автомобилей в Западной Европе, несмотря на мрачные прогнозы после терактов в США 11 сентября, только в ноябре выросли на 4 процента (относительно ноября прошлого года) - до 1,135 млн штук. Это произошло благодаря резкому снижению цен в условиях обострившейся конкуренции, дешевому кредиту и агрессивному маркетингу. По темпам роста продаж в 2001 году в Старом Свете лидировали французские производители: реализация машин марки Renault выросла за 11 месяцев этого года на 14 процентов (по сравнению с 2000 годом), а Citroen - на 3,5 процента.
Основная масса этих автомобилей была приобретена покупателями высокоразвитых стран Запада.
Как говорится: сам пью - сам гуляю - сам произвожу - сам покупаю. Развивающиеся государства в подавляющем большинстве исключены из этого процесса. Производить свои автомобили им не разрешают. Покупать заграничные марки они не могут, разве что старые, поношенные. Кстати, организованный, с виду нелегальный экспорт иномарок является одним из способов разорения автомобильной промышленности развивающихся стран. Другой - это скупка акций с последующим развалом предприятия, как это сделали с венгерским "Икарусом".
Ставка на нефтяного Джокера
Одной из важнейших причин современного экономического кризиса является низкая производительность труда населения слаборазвитых государств, как следствие, с одной стороны, - технологического отставания и, с другой, - низкого уровня использования энергоресурсов. К примеру, один лесоруб, пользующийся бензопилой, способен срубить леса в 50 раз больше двух своих коллег, работающих вручную. Или, скажем, один дальнобойщик на своём грузовике способен перевезти в тысячу и более раз больше груза (с учётом скорости доставки), чем самый маститый извозчик на своей лошадиной повозке.
Если к этому добавить тот факт, что на долю населения высокоразвитых стран численностью в 1 миллиард расходуется около 90 процентов всей добываемой нефти, то нетрудно догадаться, во сколько раз будет ниже производительность труда остального более чем четырёхмиллиардного населения земного шара, на чью долю приходится менее 10 процентов топлива. Именно поэтому вся вторая половина ХХ века проходила под знаменем борьбы за овладение мировыми ресурсами чёрного золота. Политики США прекрасно понимают, что без энергоресурсов их страна превратится из мировой империи в заморскую державу. Поэтому главную ставку всей своей внешней политики делают на нефтяного джокера.
Первой жертвой новой нефтяной доктрины стал король Саудовской Аравии Фейсал II. Он был убит в 1975 году как ярый противник США и сторонник строгого регулирования мировых цен на нефть. С восстановлением в Саудовской Аравии проамериканского правительства, США, вместе с подконтрольными Мексикой и Венесуэлой, получают контрольный пакет акций всего мирового производства, следовательно - и возможность регулирования мировых цен по своему собственному усмотрению и в соответствии с интересами своей экономики. И тем не менее это стало только началом продолжающейся до сих пор великой битвы за нефть.
После убийства Фесала II-го последовала операция "Буря в пустыне", оккупация Кувейта (второго по значимости источника нефти на Ближнем Востоке), разгром и продолжительная экономическая блокада Ирака и Ливии, провозглашение обоих государств изгоям с присвоением США права нанесения несанкционированных бомбовых ударов, провозглашение всего нефтеносного региона Каспия зоной своих стратегических интересов, антитеррористическая операция в Афганистане, контрольный пакет акций двух нефтепроводов по эксплуатации каспийской нефти, контрольный пакет акций по эксплуатации Северо-Сахалинского нефтяного региона и многое другое обеспечивает США эксплуатацию мировых нефтяных ресурсов.
Как бы это ни показалось странным, но именно в этой плановой обесточке производства развивающихся государств скрывается одна из наиболее существенных причин современного экономического кризиса. Низкий уровень технологической оснащённости, энергетического обеспечения физического труда делает товарную продукцию развивающихся стран неконкурентоспособной, а самих производителей - неплатёжеспособными. В результате вся система мирового производства оказалась в тупике. Экономический кризис будет продолжаться, пока не будет найден выход из этого тупика. А выход всего один: сделать труд рабочих отстающих государств высокопроизводительным, увеличивая таким образом покупательную способность многомиллиардного населения. Будем надеяться, что новый, 2002 год в этом плане будет более удачным, чем предыдущий, и внесёт хоть какую-то ясность в умы сильных мира сего, окрылённых жаждой наживы.
Бранко АРСЕНИЕВИЧ