НОВОСТИ


Погоны и лампасы не спасут от ответственности

Наталья Волгина

Коэффициент преступности в Вооруженных  Силах России в текущем году, по сравнению с аналогичным показателем по стране, остается в 2-2,5 раза ниже.  Об этом заявил на пресс-конференции в Москве  главный военный прокурор РФ Александр Савенков. В армии, по его словам, отмечается тенденция к снижению тяжких и особо тяжких преступлений. «Вместе с тем, имеется ряд проблем, требующих повышенного внимания со стороны органов военной прокуратуры», - заявил главный военный прокурор.

 
Продолжает оставаться актуальной проблема сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Работа по розыску похищенного и утраченного оружия ведется совместно с органами МВД и военной контрразведки. «В СМИ появляются самые разные сведения о том, сколько оружия утрачено и сколько находится в незаконном обороте», - сказал главный военный прокурор и привел точные цифры за 10 лет: с 1993 по 2003 год в российской армии пропало 4695 единиц различного оружия (пистолеты, пулеметы, автоматы). За этот же период удалось найти 3858 единиц оружия.
Однако оружие надо не только искать, но и менять порядок его учета. Существующий на данный момент учет разработан несколько десятилетий назад. Между тем, современная обстановка в стране и мире диктует необходимость создания новой системы мер, направленных на предотвращение таких преступлений.
«Вынужден констатировать, что продолжается и рост случаев неуставных отношений в вооруженных силах», - сказал Савенков. По его словам, по сравнению с прошлым годом, их количество выросло на 500 и достигло 2 тыс.  На 40 проц, отметил Савенков, выросло «рукоприкладство» офицеров в отношении своих подчиненных. От физического насилия в армии пострадало более 2,5 тыс. человек, 16 человек погибли. "Это явление, с которым придется бороться не в рамках "кампанейщины", а системно", - подчеркнул Савенков. В первом полугодии этого года военная прокуратура возбудила 300 уголовных дел, в том числе в отношении начальников, которые пытались скрыть факты неуставных отношений.
С июня этого года для борьбы с неуставными отношениями в армии военная прокуратура решила взаимодействовать с гражданскими и, в том числе, правозащитными организациями. В настоящее время, по словам Александра Савенкова, усиливается прокурорский контроль за расследованием фактов неуставных отношений. К материалам уголовных дел подобного рода будут теперь допускаться родители призывников.
Почему офицеры позволяют себе поднимать руку на солдат? В Главной военной прокуратуре считают, что средний и младший  командный состав  имеет недостаточный уровень правовой подготовки. Когда нет твердых знаний о   законных мерах дисциплинарного воздействия на солдат, командиры начинают решать неизбежно возникающие  проблемы при помощи кулаков.
И все же дело тут не только в правовой подготовке командиров.  В прошлом году, например, из дисциплинарного устава была исключена такая мера наказания, как арест с содержанием на гауптвахте. Что же остается в арсенале командира? Строгий выговор и наряд вне очереди  казарменному хулигану – что слону дробина. А как быть, если солдат вернулся из увольнения в пьяном виде и ведет себя невменяемо? «Безусловно, гауптвахту надо вернуть», - считает Савенков.
Итоги призывной компании печальны не только в плане количества и качества призывного контингента. Возбуждено 60 уголовных дел за взяточничество работниками военкоматов. 19  офицеров уже осуждено.
Однако цифры армейской преступности, обнародованные главным военным прокурором, вселяют не только тревогу, но и надежду на то, что в армии  начинает торжествовать принцип: от ответственности не спасают ни лампасы, ни звезды на погонах. Эту позицию разделяет и руководство Министерства обороны, о чем свидетельствуют недавние высказывания С.Иванова.
ПО ИНФОРМАЦИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ