В «Дуэли» (N38 за 2003 год) и затем в своей книге «Асы и пропаганда» Ю.И. Мухин разобрал «творение» еврейского расиста Валерия Каджая «Еврейский синдром советской пропаганды», опубликованное ранее в «Независимой газете». Добавить к тому, что написал Мухин, мне нечего, но внимание привлек один отрывок из текста Каджая:
«...То, что этот случай - обычная практика, подтверждает ярко и очевидно и в то же время горько и обидно совершенно уникальная судьба партизанского командира Евгения Волянского (Хаима Коренцвита). Он, как минимум, должен быть трижды Героем Советского Союза, но не получил ни одной Золотой Звезды, только Красные. Первый раз его представил к высшей награде прославленный командир соединения украинских партизан Яков Мельник, у которого он возглавлял разведку. Евгений организовал десятки диверсий, в том числе и на железных дорогах, а весной 43-го вдвоем (!) с помощником взорвал немецкий бронепоезд, идущий к фронту, - первая Красная Звезда.
Благодаря его смелости и находчивости соединение Мельника трижды без потерь выходило из плотного окружения немцев. В сентябре 1944, одетый в форму немецкого майора (Евгений чисто говорил по-немецки), он проник в штаб вражеской пехотной дивизии, вошел в домик генерала, приставил к его боку пистолет и сказал по-немецки: «Моя жизнь ничего не стоит. Если пикните - убью. Идите к своей машине». И на генеральском же «хорьхе» Волянский привез командира дивизии (!!!) в расположение партизан. Снова представление к званию Героя, и снова - Красная Звезда.
С 29 августа 1944 года отважный командир - в Словакии, и уже 9 сентября еврей Коренцвит возглавил 2-ю Чехословацкую партизанскую бригаду «За свободу славян». В сентябре и октябре бригада уничтожила немецкие гарнизоны в шести словацких городах. В начале 45-го, когда Словацкое восстание было подавлено, Волянский вывел бригаду из окружения «по-суворовски»: по снежным горным тропам, обморозив при этом себе обе ступни. Спустившись с гор, партизаны выбили немцев из города Валовец и здесь соединились с Чехословацким корпусом генерала Свободы. На этот раз сам Свобода ходатайствовал о присуждении Волянскому звания Героя. Но - снова Красная Звезда.
Перейти заснеженные Татры и выбить немцев из Валовца оказалось куда легче, чем «выбить» из начальника Центрального штаба партизанского движения СССР, первого секретаря ЦК КП Белоруссии П. Пономаренко (в 1948-1952 гг. - секретарь ЦК ВКП(б) - в самый разгар «борьбы с космополитами») Золотую Звезду Героя для еврея. Пантелей Кондратьич лично против Волянского-Коренцвита ничего не имел, он даже не был с ним знаком. Но и Центральный штаб, как и штаб партизанского движения Украины, были также и настоящими штабами антисемитизма. Не только Коренцвит - ни один из евреев-командиров отрядов, ни один рядовой партизан-еврей не стал Героем, хотя были среди них вполне заслужившие звание».
Ясно, что все, что написано выше, - полная чушь. Но она могла бы и прокатить, если бы Каджая в качестве героя своих побасенок не назвал имя и фамилию реально существовавшего офицера. Я интересуюсь историей партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, поэтому решил проверить, не упоминается ли в каких-либо материалах, посвященных советским партизанам тех лет фамилия «Волянский». Выяснилось, что упоминается. И реальный боевой путь бесстрашного партизана и талантливого офицера Коренцвита-Волянского не имеет ничего общего с фантазиями Каджая.
Летом 1941 года в боях на Правобережной Украине лейтенант Коренцвит попал в окружение и во главе группы красноармейцев присоединился к партизанскому отряду Я.И. Мельника, выросшему впоследствии в бригаду и соединение. Имея хорошую военную подготовку, Ефим (Хаим) Коренцвит, ставший в тылу врага Евгением Волянским, быстро освоил искусство партизанской войны.
Почему Ефим Коренцвит воевал не под своим настоящим именем, а под псевдонимом? Ответ прост - так поступало большинство партизанских командиров. В донесениях партизан тех лет часто упоминаются «Бати», «Баянисты», «Дедушки». Тем, кто думает, что прикрытие псевдонимами является исключительно «еврейской штучкой», рекомендую поинтересоваться, какие имена в немецком тылу носили Д.Н. Медведев или С.А. Ваупшасов. У одессита Коренцвита была еще одна причина, по которой он стал Волянским. В ходе румынской оккупации одесские евреи, в отличие от еврейского населения других оккупированных районов Советского Союза, не подвергались серьезным репрессиям, но сигуранца вряд ли бы оставила в покое родных партизанского командира.
В силу существовавшей в нашей стране в предвоенный период недооценки значения партизанской войны в целом и диверсий в частности, советским партизанам, особенно в первые годы войны, катастрофически не хватало квалифицированных диверсантов. Поэтому людям, вставшим на путь партизанской войны, часто приходилось заниматься различными импровизациями. И большой удачей для бойцов Мельника стало то, что еще до войны Волянский получил техническое образование, окончив Одесский политехнический институт, что помогло ему успешно переквалифицироваться из инженера-строителя в диверсанта высокого класса.
Кстати, о бронепоездах. Немцы широко использовали их как на фронте, так и для охраны железных дорог. Поэтому неудивительно, что для партизан подрыв бронепоезда вовсе не был экстраординарным событием. Я не нашел данных об украинских партизанах, но партизаны Белоруссии с ноября 1942 по апрель 1944 года подорвали 29 бронепоездов - в среднем, по одному бронепоезду в месяц. Надо понимать, что подрыв бронепоезда на мине редко приводил к его полному уничтожению. Обычно повреждались паровоз или один-два броневагона, выбивались колесные пары. Немцы вытаскивали поврежденный бронепоезд и после ремонта возвращали в строй. До следующего подрыва. Так что, представление Волянского к званию Героя Советского Союза за подрыв немецкого бронепоезда - не более чем плод больного воображения Каджая.
Осенью 1942 года вышла директива Центрального штаба партизанского движения о создании должностей заместителей командиров партизанских отрядов по разведке. И в декабре 1942 года Волянский становится бессменным начальником разведки соединения. Имея такого начальника разведки, соединение Мельника стало одним из ниболее активно действовавших партизанских формирований Украины.
19 июня 1943 отряды Мельника вышли в один из самых успешных своих рейдов.
Во время рейда партизаны находились в постоянном соприкосновении с противником. Особенно всполошились гитлеровцы, когда партизаны направились к Виннице, где находилась полевая ставка Гитлера. Против смельчаков была брошена дивизия СС, два полка вермахта, танковый батальон, авиация, части немецкой полевой жандармерии. Руководил операцией по уничтожению партизан Мельника комендант гитлеровской ставки генерал-лейтенант Томас.
С конца июля партизаны почти ежедневно вели тяжелые бои, выходя из одного окружения и попадая в другое. И только благодаря беспримерному мужеству и твердому управлению отрядами со стороны штаба соединения партизанам удалось не только выстоять в этой неравной борьбе, но и нанести серьезный ущерб противнику. Так как дальнейшее движение по маршруту оказалось невозможным, командование соединения приняло решение о прорыве блокады. Внезапной ночной атакой кольцо окружения было прорвано. Разделившись на отдельные отряды, партизаны сумели оторваться от преследования и достичь пункта сбора.
За два месяца партизаны прошли более тысячи трехсот километров, пустили под откос одиннадцать эшелонов, уничтожили семь узлов связи, взорвали и сожгли двадцать пять мостов, совершили крупные диверсии на шести заводах. Шестьсот пятьдесят советских патриотов своими действиями сковали две немецкие дивизии. <1>
А теперь пусть мне Каджая объяснит, зачем ему понадобилось, сетуя на тяжелую судьбу Коренцвита, выдумывать свою кузьмакрючковщину? Судя по всему, Каджая не понимает одной простой вещи: начальник разведки Волянский в ходе этого рейда мог вообще не сделать ни одного выстрела! Перед ним стояла гораздо более сложная задача - обеспечение успешных действий бригады путем сбора и анализа разведывательной информации. И Волянский с ней справился! Подвиг? Да. Причем настоящий. Но разве, - в силу своей тупости, - Каджая это понимает? Вот и рассказывает высосанные из пальца байки. И пусть мне кто-нибудь докажет, что, умолчав о настоящих подвигах и приписав Волянскому «подвиги», достойные лишь киношного Джеймса Бонда, сей «разоблачитель сталинского антисемитизма» не опустил «защищаемого» им героя ниже плинтуса.
Весной 1944 года соединение Мельника встретилось с наступающими частями Красной Армии. Офицеры, отличившиеся в ходе партизанской войны, были отправлены на переподготовку в качестве командиров десантно-диверсионных подразделений. В их число попал и Волянский.
В августе 1944 года началось Словацкое национальное восстание. Президент Чехословакии Бенеш обратился к Советскому Правительству с просьбой об оказании военной помощи восставшим. 20-22 августа началась переброска в Словакию партизанских и воздушно-десантных частей. В их числе был и отряд капитана Волянского.
1 сентября 1944 года начальник Украинского штаба партизанского движения (УШПД) генерал Строкач докладывал в Генеральный штаб Красной Армии:
«Командир партизанского отряда Волянский сообщает, что партизаны совместно с частями словацкой армии, жандармерией взяли город Светий Микулаш, захвачены трофеи. Один партизан убит, один ранен. Убито 30 немецких солдат и 3 взято в плен... Партизаны заняли и удерживают аэродром Микулаш, могущий принимать до 100 самолетов. Над городом Микулаш реет Красное Знамя. Солдаты на касках нарисовали красные звезды. Волянский готовится занять город Брезло». <2>
Захваченный и удержанный бойцами Волянского аэродром, наряду с аэродромами Святи Мартин и Тридубы (в нашей историографии встречается также написание «Три Дуба»), использовался для приема грузов и людей, перебрасываемых в Словакию из СССР.
Является ли захват важного объекта - в нашем случае аэродрома - подвигом или нет? Безусловно. Но почему вместо этого Каджая выдумывает похищенного Волянским немецкого генерала? Да еще в сентябре 1944 года, когда тот действовал в Словакии? Что, Волянский был настолько безответственным, что бросил командование бригадой и в одиночку поперся в логово врага? И что это был за генерал? Может, командир 44-й дивизии СС, воевавшей против словацких повстанцев? Тогда почему об этом скромно умолчало партизанское командование - ведь этот генерал был бы первым (и единственным) немецким генералом за войну, взятым в плен партизанами? Каджая и здесь опустил честного офицера.
Словацким повстанцам и прибывшим к ним на помощь партизанам и десантникам не удалось продержаться до подхода частей Красной Армии. Хотя советские и чехословацкие части сумели 6 октября 1944 года захватить Дуклинский перевал в Карпатах, их дальнейшее продвижение было остановлено ожесточенным сопротивлением немецких и венгерских войск. Линия фронта здесь стабилизировалась до февраля 1945 года.
Отбив наступление 1-го Украинского фронта, немцы бросили на подавление восстания крупные силы. Тяжелые бои длились почти два месяца. 13 января 1945 года УШПД подготовил сводку, в которой говорилось:
«В течение первой половины декабря месяца 1944 г. противник оттеснил партизанские отряды в горно-лесистые районы, занял все важнейшие административно-хозяйственные центры и начал спешно готовить оборонительные рубежи и опорные пункты с целью задержать наступление частей Красной Армии.
...
Особенно тяжелые бои в течение декабря месяца провели бригады Егорова, Волянского, Сечанского и отряды Козлова, Колодяжного.
Партизанские бригады Егорова, Величко, Волянского, отряды Квитинского, Пола являются лучшими партизанскими формированиями». <3>
Хотелось бы узнать у Каджая - является ли, с его точки зрения, упоминание Волянского в числе лучших партизанских командиров, фактом проявления государственного антисемитизма?
В конце декабря 1944 - начале января 1945 года бригада Волянского под натиском карателей была вынуждена отступить в Высокие Татры. Этот район являлся оперативным тылом немецких войск, поэтому партизанам снова пришлось выдержать тяжелые бои с подразделениями СС. Его отряды понесли серьезные потери, бригада даже на какое-то время лишилась связи с командованием - 14 января для восстановления связи к нему была выброшена группа из трех человек с двумя радиостанциями <4>. Тем не менее, Волянский сумел сохранить боеспособность своих подразделений и в двадцатых числах февраля соединился с наступающими частями Чехословацкого корпуса.
На мой взгляд, капитан Волянский за свою словацкую эпопею, да и за участие в партизанской войне на Украине, безусловно, заслужил звание Героя Советского Союза. Возможно, что и не один раз. Почему же награда не нашла героя?
Это произошло по двум причинам.
Во-первых, восстание в Словакии, несмотря на мужество его участников, потерпело поражение. Поэтому, из числа советских партизан, участвовавших в Словацком Национальном восстании и в последовавшей за ним партизанской борьбе, звание Героя Советского Союза получил один лишь комбриг А.С. Егоров.
Уверен, что, будь наступление 1-го Украинского фронта в октябре 1944 года успешным, наши партизаны и десантники, в том числе и Волянский, получили бы заслуженные ими звания Героев. Но в России, со времен царей и императоров, за поражения не награждают. Тем не менее, тогдашние чехи и словаки знали, кто принес им свободу от фашистского порабощения. Весной 1945 года Бенеш учредил чехословацкий Орден Егорова, вручавшийся военнослужащим и партизанам, отличившимся в боях за освобождение страны. И советские партизаны были в числе первых награжденных этим орденом. Более того. Волянский в числе наиболее отличившихся командиров был удостоен звания Героя Чехословакии. Так что считать его совсем уж обойденным наградами просто глупо.
Во-вторых, солдаты нерегулярных подразделений Красной Армии (а именно таковыми являлись советские партизаны тех лет) в целом были обойдены наградами. Даже медаль «Партизан Отечественной Войны» 2-й степени, награждению которой подлежали все бойцы зарегистрированных командованием отрядов, получили, по разным данным, от трети до половины реально воевавших партизан. Почему так произошло?
Еще в советские времена проявилась тенденция к идеализации партизанского движения. Поэтому в наше время партизанская война многими представляется как нечто романтическое: лесная идиллия, песни у костра, бойцы, обмотанные пулеметными лентами, и всегда успешные боевые операции.
На самом деле патриотов, вступающих в партизанские отряды, ждали тяжелые бои, голод, холод и их спутник цинга, постоянная нехватка оружия и боеприпасов. Плюс практически полное условие нормальных бытовых условий. Тиф и туберкулез косили ряды партизан не хуже немецких пулеметов. Поэтому многие бойцы и командиры просто не дожили до тех времен, когда они могли бы получить заслуженные ими ордена и медали.
Немного легче было в подразделениях, снабжавшихся с Большой земли. Но более-менее регулярное снабжение партизанских отрядов началось лишь в конце 1942 года!
И самое главное - советские патриоты сражались не за чины и ордена, а за свободу и независимость Родины. Каджаям этого не понять.
Ну и, наконец, о том, каких наград был удостоен Ефим Коренцвит-Волянский.
На послевоенной фотографии, найденной мною в интернете, вопреки тому, что сочинил Каджая, на груди Коренцвита нет ни одного ордена Красной Звезды! За войну он был удостоен ордена Боевого Красного Знамени и ордена Отечественной войны. О присвоении Коренцвиту звания Героя Чехословакии я писал выше. Каджая и тут опустил храброго партизана, снизив его награды - ордена Отечественной Войны и, тем более, Боевого Красного Знамени являлись более высокой наградой, чем орден Красной Звезды.
К большому сожалению мне не удалось найти подробной биографии Ефима Коренцвита-Волянского. Известно лишь, что после войны он вернулся в родную Одессу и работал инженером-строителем, закончив свой трудовой путь в должности главного инженера строительно-монтажного управления. Ясно одно - Коренцвит прожил честную жизнь Советского Человека.
Я не стал искать информацию о других воинах-евреях, упомянутых Каджая в его расистском сочинении: об Абраме Левине, Товье Райзе, Натане Стратиевском, Исайе Казинце, Григории Гарфункине и Науме Пейсаховском. Но, изучив боевой путь Ефима Коренцвита, я уверен, что и эти Советские Люди не заслужили того, чтобы их имена пачкались бреднями каджай.
Источники:
1. «Партизанское движение. По опыту Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Военно-исторический очерк». Сборник под редакцией В.А. Золотарева. Жуковский-Москва, «Куликово поле», 2001 г., стр. 202.
2. «Русский архив: Великая Отечественная. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Документы и материалы. Т.20 (9)». М., «Терра», 1999 г. Документ N340, стр. 574.
3. Там же. Документ N359, стр. 606.
4. Там же. Документ N362, стр. 615.